"Психотерапия - это один из способов устраивать революцию, и, по крайней мере, переустраивать общество" Жан Мари Робин.
» » » Флирт как игра мужчины и женщины

Флирт как игра мужчины и женщины

Понятие «игра» используется в самых различных отраслях человеческого знания. Существует множество определений игры, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность игры к явлениям какого-либо одного уровня. Так, в биологии под играми животных понимают комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно молодых животных), не имеющих утилитарного значения (действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение животных, не приводящее к биологически значимым результатам). В теории управления и педагогике рассматривается деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. В философии под игрой понимается широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от самой деятельности . В культурологии игра – это основной источник и высшее проявление человеческой культуры, из которой проистекает всё многообразие человеческой деятельности. И, наконец, в психологии игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры[ii].

 

Один из классиков отечественной психологии Л.С. Выготский[iii] рассматривает игру как ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста и выдвигает гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры. Приведем некоторые положения этой гипотезы:

1. Игру невозможно понять без понимания мотивов и потребностей ребенка. То, что ценно для младенца, практически не имеет ценности для дошкольника.

2. Игра возникает при столкновении в раннем детстве нереализуемых немедленно потребностей и тенденции к немедленной реализации желаний. Однако, это не значит что игра возникает в результате каждого неудовлетворенного желания. Игра есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов, которые чаще всего и не осознаются ребенком как таковые.

3. В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. «Главное генетичес­кое противоречие игры заключается в том, что в ней возни­кает движение в смысловом поле, но способ движения остает­ся как во внешнем действии». В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии.

4. Главным критерием выделения игровой деятельности ребенка из общей группы других его деятельностей Л.С. Выготский считает создание «мнимой ситуации» «заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке», что «становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте». Для «мнимой» ситуации характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в принятой ребен­ком роли взрослого.

5. Уже в самой мнимой ситуации заложены, хоть и неявно, правила. Игра ребенка всегда есть игра с правилами. Правила игры – это правила самоограничения и самоопределения.

6. Ещё одним существенным критерием выделения игровой деятельности является правило, ставшее аффектом. Удовольствие в игре связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.  Такие ситуации постоянно возникают в ходе игры.

7. Игра есть целевая деятельность ребенка. Цель – выиграть. Цель определяет аффективное отношение ребенка к игре. Цель должна быть довольно труднодостижимой, что достигается всё более сложными правилами.

8. Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Она содержит в себе все тенденции развития. Игра источник развития и со­здает зоны ближайшего развития. «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». Игра реализует изменения потребностей и изменения сознания общего характера.

9. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом).

Последний пункт позволяет распространить эти положения не только на игру детей, но и на игру людей вообще.

Игровой компонент в отношении к действительности пронизывает всю активность человека, но некоторые ее виды становятся серьезными, и не признают своего родства с игрой, другие, такие как флирт, несут в себе игру как отражение биения жизни, и без творческой составляющей умирают превращаясь в фарс или трагедию.

Флирт - от английского слова flirt - ухаживание, кокетство, любовная игра[iv].

В «Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» флирт определяется как особая форма проявления полового чувства, которое выражается в кокетливом заигрывании взглядами, словами, притворно-неумышленными прикосновениями и т.п.

Некоторые авторы относят к флирту и техники манипулирования представителями противоположного пола посредством эксплуатации инстинктивных реакций для достижения каких-либо корыстных целей. Так, Иштван Рат-Вег в своей книге «История человеческой глупости»[v], называет флирт «средневековой блажью», в результате анализа исторических документов, свидетельствующих об особенностях отношений «Прекрасных дам» и «Преданных рыцарей», определяет его следующим образом: «мужчина закабаляет себя, а женщина не дает никаких обязательств», «мужчина дает клятву, выдерживает испытание, истекает кровью на рыцарских турнирах, совершает паломничество на Святую Землю, а женщина милостиво принимает все это и со своей стороны не предлагает ничего». При этом, по мнению И. Рат-Вег, нарочно придумывая «как бы поизощреннее угробить своего рыцаря».

Близким термином является соблазнение. В словаре В. Даля[vi] читаем: «Соблазнять, соблазнить кого чем, соблажняти церк. склонять к чему-либо (бол. к худому) приманкой, смущать, вовлекать, подущать, заманивать; подать повод или случай ко греховному падению, возбуждать поползновение или вожделение, совращать; вводить кого в соблазн, в искушение, искушать, прельщать; блазнить, вадить». Другими словами – предлагать нарушить социальные запреты.

Сегодня можно наблюдать довольно большой интерес к данной теме (впрочем, интерес к этой теме есть всегда, но общественное обсуждение чаще всего табуировано). Предметом этого интереса являются техники и секреты эффективного соблазнения. Книжные прилавки пестрят названиями типа «Как соблазнить любого мужчину», «Жжизнь без трусов», «Мастерство соблазнения» и т.д. Проводятся тренинги «Пикап», «Стиль соблазнения» и т.п. При этом в центре внимания оказываются техники, последовательности действий, слов – некие удачные «рецепты», способы манипулирования.

Так  А. Лесли[vii] выделяет следующие этапы соблазнения:

  1. Найти девушку.
  2. Привлечь ее внимание.
  3. Вовлечь в коммуникацию.
  4. Заинтересовать.
  5. Вызвать доверие.
  6. Сблизится с ней.
  7. Заняться с ней сексом.
  8. Выстроить отношения.

Таким образом, флирт – это любовная игра, а соблазнение – не санкционированные обществом сексуальные отношения. В этом случае флирт может являться одним из этапов соблазнения.

Мы считаем, что для более точного описания флирта представляется целесообразным отделить уловки и манипуляции от собственно флирта.

Критерием такого различения может являться цель таких отношений. Манипуляции своей целью имеют корысть, материальную выгоду. Флирт – привлечение сексуального внимания.

Мы склонны рассматривать флирт как игру, в том смысле, что это способ немного расширить собственные рамки, выйти за пределы, определенные самому себе, попробовать способ более живой и адекватный данной конкретной ситуации, нежели предлагают социально закрепленные регламенты.

Флирт является особым типом социальных отношений, направленных на привлечение сексуального внимания лиц, воспринимающихся как сексуальные объекты. В каждом конкретном случае это может приводить или не приводить к собственно сексуальным связям, однако цель флирта – именно сексуальные отношения.

Причем то, что для одной из сторон является флиртом, вовсе не обязательно является таковым для другой стороны.

Для другой стороны это может являться манипулированием, компенсаторным механизмом или «нормальным» поведением.

Ниже представлена попытка анализа данного явления как игры. В ходе теоретического анализа  понятия «игра» были выявлены основные признаки игры. Игра:

-      свободная деятельность (по Й. Хейзинга[viii]), которая осознается как «невзаправду», вне повседневной жизни («мнимая ситуация» по Л.С. Выготскому[ix]);

-      может целиком овладеть играющим (Й. Хейзинга[x]);

-      не преследует материального интереса, имеет собственный смысл (Й. Хейзинга[xi]);

-      совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени (Й. Хейзинга[xii]);

-      развивается по определенному сюжету; для игры нужно взять на себя некую роль, она проходит по правилам, которые являются центральным звеном выполняемой роли (Д.Б. Эльконин[xiii]);

-      в игре символически реализовываются внутренние переживания, влечения, эмоции (Д.Б. Эльконин[xiv]);

-      человеческая игра воссоздает социальные отношения. Игра вызывает к жизни социальные группировки, подчеркивающие своё отличие от остального мира (Й. Хейзинга[xv], Д.Б. Эльконин[xvi]).

На наш взгляд флирт отвечает всем признакам  игры.

Флирт возможен только по доброй воле. По принуждению можно порой весьма искусно, изображать флирт, но это будет скорее искусной манипуляцией, нежели истинной «любовной игрой».

Флирт целиком овладевает сознанием флиртующих, подчиняя порой себе всю ценностно-мотивационную структуру личности. На начальном этапе сигналы привлечения внимания подаются недеференцированно. Затем из тех, кто откликается на эти сигналы субъект выбирает того, кто отвечает его требованиям эксплицитно или имплицитно предъявляемым к объекту. Далее происходит серия взаимодействий и коммуникаций – собственно флирт, направленных на привлечение и усиление сексуального внимания. В ходе ухаживаний все мысли субъекта оказываются поглощенными объектом вожделения.

Флирт имеет собственный смысл. Смысл флирта – добиться признания собственной сексуальности у лица (или лиц), воспринимаемого как сексуальный объект. На стадии собственно флирта партнеры обмениваются посланиями, суть которых сводится к следующему: «Я замечаю, как ты сексуально привлекателен, а ты замечаешь мою сексуальность?».  Сексуальность является одной из важнейших составляющих «Я-концепции» личности, поэтому при флирте сильно выражена и другая тенденция – свести к минимуму риск отвержения партнером собственной сексуальной привлекательности. Под действием этой силы суть сообщений тщательно маскируются, прикрывается многозначностью, двусмысленностью и неопределенностью. 

Флирт может происходить всегда и везде, где встречаются люди, если один из них сексуально интересен хотя бы для одного другого. Границы флирта как игры пролегают в психологической реальности вовлеченных в этот процесс людей.

Флирт это игра, в основе которой лежат инстинктивные реакции особей данного вида на некоторые, назовем их первичными, сигналы. Это неизменно и не зависит от воли вовлеченных в нее людей. К таким сигналам можно отнести «стрельбу» глазами, изменение походки (виляние бедрами), тела (втянуть живот, расправить плечи), влияние запаха партнера и т.д.

Другая часть правил данной игры обусловлена социальными и культурными нормами данного общества. Так, в средние века виднеющаяся из-под края юбки щиколотка светской дамы могла быть весьма эротическим сигналом, или, например, некий цветок, закрепленный определенным образом, мог говорить о желаниях или намерениях дамы.

Третья часть правил возникает в процессе конкретного взаимодействия, эти правила определяются социальными, экономическими, политическими, культурными особенностями ситуации, возрастными и личностными характеристиками флиртующих и т.п. Эту часть правил флиртующие устанавливают сами: они предлагают свои правила и угадывают правила предлагаемые партнером. В итоге люди, вовлеченные во флирт, переживают ощущение некоторой общности: слова и жесты оказываются наполнены тайным смыслом, непонятным для других. Чаще всего они не стремятся объяснить этот смысл окружающим, и на этом основании оказываются отграничены от остального мира.

Флирт может быть скрытым – когда партнеры не признают, что происходящее между ними имеет сексуальный подтекст или открытым – когда такой подтекст, признается. Флирт может быть осознанным и вытесненным (когда его цель вытесняется с разной степенью успешности). Одно из определений флирта, данное Леонардом Луисом Левинсоном «Флирт: когда девушка не знает, чего она хочет, но всячески добивается этого»[xvii].

Однако вне зависимости от того, признают партнеры сексуальный интерес друг к другу или нет, флирт соткан из символов сексуальных действий, переживаний, влечений и эмоций связанных с этим.

Здесь нужно заметить, что флирт сам может рассматриваться как тип социальных отношений. Именно этот факт делает анализ данного явления более сложным, но вместе с тем и более увлекательным.

Флирт может становиться ритуализированной формой общения. Так, по замечанию одной женщины: «Я мужиков ненавижу, но всегда флиртую с ними, - не могу по-другому». Отсюда один шаг до формирования аддиктивного поведения, переживаемого как ненасытная потребность во флирте.

Нами предпринята попытка структурного анализ флирта как игры. В качестве основных структурных характеристик игры принято выделять следующие элементы:

– роли, взятые на себя играющими;

– игровые действия как средство реализации этих ролей;

– игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными;

– реальные отношения между играющими;

– сюжет игры;

– содержание игры.

Роли, взятые на себя играющими. Без сомнения, в ходе флирта и женщины, и мужчины принимают на себя некоторую роль.  Данная характеристика реализуется в некотором континууме от неосознаваемой роли до осознанного принятия роли. Другой осью является близость роли я-реальному от «я-каким меня хочет видеть партнер, по моему мнению» до роли, например, некоторого литературного персонажа, противоположного по свойствам и качествам индивиду. Между этими полюсами находится всё многообразие реальных ситуаций: «учитель и ученица», «умный», «наивный», «хищник/хищница», «глупый», «распутный» и т.д.).  Кроме того, заметим, что часто роли, принимаемые флиртующими, являются комплименарными.

Игровые действия как средство реализации этих ролей. Комплиментарность ролей формируется из структуры взаимодействия. Структура взаимодействия субъекта с объектами окружающего мира неоднократно описана различными исследователями. Применительно к взаимодействию людей приведем цикл контакта, как он описан Фрицем Перлзом и Полом Гудменом в «Теории гештальт-терапии»[xviii].

Процесс контакта представляет собой единое целое, но для удобства выделяют последовательность стадий:

1.   Преконтакт: тело - фон, потребность или средовой стимул - фигура. Это то, что осознается как «данность», или Ид ситуации, растворенное в ее возможностях.

2.   Контактирование: (а) возбуждение, сопутствующее потребности, становится фоном, а некий «объект» или набор возможностей представляет собой фигуру. Тело уменьшается.  Это – эмоция.

(б) происходит выбор возможностей и отказ от некоторых из них, агрессивное приближение и преодоление препятствий, а также произвольная ориентация и манипуляция. Это – отождествления и отчуждения Эго.

3.   Финальный контакт: на фоне не задерживающих внимания среды и тела живая цель является фигурой, и она достигнута. Вся произвольность ослабляется, и происходит спонтанное единое действие восприятия, движения и чувства. Осознавание наиболее ярко в этот момент и сконцентрировано на фигуре, определяемой как Ты.

4.   Постконтакт: происходит гладкое взаимодействие организма и среды, не являющееся фигурой/фоном самость уменьшается.

На эту последовательность действий накладываются имплицитные персональные модели поведения, полученные индивидом от родителей, а также через средства массовой культуры и информации, другими словами, сформированные на основе личного опыта.  

В ходе флирта можно выделить некоторые распространенные последовательности и способы: например, «пугать» партнера в начале отношений, если не испугается – «с ним можно иметь дело». Для этого можно рассказать о своих недостатках, или показать какой я умный, или какой богатый. Кроме того, можно «погибать», на глазах у потенциального объекта или объектов, тогда желание сексуального внимания можно спрятать за фразой «спасите меня!», «мне нужна ваша помощь» и т.д.

Другим аспектом игровых действий в ходе флирта является имитация движений, связанных с сексуальным контактом. Здесь также могут быть как осознанные манипуляции, так и неосознаваемые. Ряд таких движений- жестов описаны А. Пизом[xix]. Это и покачивание бедрами, и жесты поправляющего прическу, акцентирование внимания на области гениталий. Кроме того, сюда же можно отнести изменение осанки, позы и т.д. Это и движения, имитирующие коитус («Потом мы поехали кататься на лыжах, тут нужно сильно отталкиваться палочками, вот так»), и жесты поглаживания округлых предметов, похожие на ласкающие движения («Я купил вот такой арбуз! Нет, вот такой!»). В результате возникает двусмысленное послание, формально несущее невинную информацию, а с другой – привлекающее сексуальное внимание партнера.

Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными. В ходе флирта огромное значение имеет символы вообще и символические предметы в частности.  Широкое применение находят обыгрывание предметов фаллической или вагинальной символики (поигрывание с бананом).

Также используется обыгрывание частей тела (своих и партнера) в нехарактерном для них сексуальном смысле.

Реальные отношения между играющими. Во время флирта между людьми выстраиваются реальные отношения. Отношения между двумя людьми до флирта и после, несомненно претерпевают изменения. Именно флирт как игра помогает агрессивно нарушить границы другого, социальные запреты, оставаясь в рамках дозволенного.

Сюжет игры. На основании принимаемых ролей можно выделять разные типы сюжетов. Здесь мы не будем подробно останавливаться на описании таких сюжетов, ограничимся только перечислением вариантов: «Спасатель и жертва», «Жертва и преследователь», «Я тебя не замечаю». Сюжет возникает как предугадываемая последовательность развития межличностного взаимодействия, исходя из особенностей принятых индивидами на себя ролей в игре «флирт». Как акции и реакции индивидуумов из логики ролевых позиций.

Содержание игры. Источник энергии флирта – инстинкт продолжения рода. С биологических позиций смысл может быть сформулирован следующим образом: как сообщить партнеру о том, что я хочу с ним совокупиться, минимально рискуя при этом. Однако если спросить флиртующих, они скажут скорее об удовольствии от приятных возбуждающих, романтичных отношениях, не к чему не обязывающих и легких. Происходит это в форме беседы, совместной деятельности и т.д. Для флирта это только внешняя форма.

Итак, резюмируя всё вышесказанное, отметим следующее. Флирт - ухаживание, кокетство, любовная игра, особая форма проявления полового чувства, которое выражается в кокетливом заигрывании взглядами, словами, притворно-неумышленными прикосновениями и т.п. Соблазнение – не санкционированные обществом сексуальные отношения. Сегодня много говорят о технике и секретах эффективного соблазнения. Мы считаем, что для более точного описания флирта представляется целесообразным отделить уловки и манипуляции от собственно флирта. Манипуляции своей целью имеют корысть, материальную выгоду.

Флирт же обладает всеми признаками игры: является свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду», вне повседневной жизни; может целиком овладеть играющим; не преследует материального интереса, имеет собственный смысл; совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени; развивается по определенному сюжету; подразумевает принятие некой роли, диктующей правила, которые являются центральным звеном выполняемой роли; в ходе флирта символически реализовываются внутренние переживания, влечения, эмоции; флирт воссоздает социальные отношения, в ходе флирта возникают микрогруппа, поддерживающая свои границы.

 




Философский энциклопедический словарь / Гл.ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с. 

[ii] Психология. Словарь. /Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд.,испр. и доп. – М., 1990. – 494 с.

[iii] Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. с. 65-79.

[iv] Словарь иностранных слов. Под ред. Пчелкина В.В. Издательство: М.: Русский язык; Издание 14-е, испр. 1987. – 608 с.

[v] Рат-Вег И. История человеческой глупости. Дубна, издательский центр "Феникс", 1996.

[vi] Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль. Т. 4. – М.: Русский язык, 1978.

[vii] Лесли А. Жжизнь без трусов. – М.: Эксмо, 2009. –544.

[viii] Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352 с.  

[ix] Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. с. 65-79.

[x] Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352 с.  

[xi] Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352 с.  

[xii] Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352 с.  

[xiii] Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

[xiv] Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

[xv] Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352 с.  

[xvi] Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

[xvii] Levinson L.L. Webster's unafraid dictionary. – New York; London; 1966.

[xviii] Перлз Ф. Гудмен П. Теория гештальт-терапии – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 – 384 с.

[xix] Пиз А. Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. М.: Эксмо, 2006 г. – 416 с.

 

Статью написал: Admin
Дата: 27-11-2011, 20:38
Коментариев: 0

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.