"Психотерапия - это один из способов устраивать революцию, и, по крайней мере, переустраивать общество" Жан Мари Робин.
» » Семейный психолог: терапия на различных этапах развития семьи

Семейный психолог: терапия на различных этапах развития семьи

В процессе своего существования в семье каждый ее член претерпевает определенные изменения. От типа сформировавшейся семьи (функциональная или дисфункциональная семья) будет зависеть возможность использования человеком семейных условий для своего развития. Существование же в дисфункциональной семье может стать источником психологических травм и ограничения развития личности.

 

Дисфункциональная семья испытывает потребность в участии опытного семейного психолога, который должен суметь определить источник дисфункциональности и механизм существования этой семьи. Первым условием для успешного изменения и гармонизации отношений внутри семьи является правильное определение того, что происходит в реальности: необходимо дать возможность каждому члену семьи осознать свое участие в поддержании существующей дисфункции.

 

В процессе терапии семейный психолог выясняет у каждого члена семьи его потребности в контакте с близкими. Результатом может стать обнаружение подавленных потребностей в личном пространстве и безопасности, неудовлетворенных потребностей в физической или эмоциональной близости, потребностей в уважении и признании. Представления каждого члена семьи о способах удовлетворения этих потребностей также могут отличаться или игнорироваться другими членами семьи.

Во время терапии нужно выяснить степень готовности членов семьи к совместному существованию: от чего они готовы отказаться ради этого, что готовы отдавать, и до какой степени. Нельзя недооценивать также и ясность представлений о границах данной семьи (между членами семьи, между семьей и внешним миром).

 

Каждая семья в своём развитии проходит несколько этапов. На каждом из них могут возникать кризисные противоречия, преодолевать которые следует с помощью семейного психолога. Каждый кризисный период ставит свои задачи, а внутренние и внешние границы семьи также могут меняться. К примеру, на этапе влюблённости ставится задача объединения ресурсов и создания общности. Внутри семьи не должно быть границ. После влюблённости должен происходить диалог, который является этапом знакомства с принятием супругами различий друг друга.

 

Рождение и принятие ребёнка является следующим этапом. Если же семья не прошла этап диалога и принятие различий не состоялось, то на этапе принятия ребёнка могут возникнуть проблемы. Тогда семейному психологу следует поддерживать диалог и принятие отличий между супругами.

 

Дальнейшее появление каждого нового ребёнка становится новым этапом, на котором происходит построение новых и изменение имеющихся детско-родительских отношений, а для каждого члена семьи определяется и модифицируется его ответственность. На каждом этапе развития ребёнка и всей семьи в целом происходит актуализация различных проблем. Имеющиеся в семье дисфункции, которые у родителей могут компенсироваться социальными масками, становятся очевидными и выставляются миру напоказ в виде проблем и симптомов ребёнка. Поэтому успешность психотерапевтической работы с ребёнком зависит от готовности всей его семьи участвовать в терапии.

 

Со временем дети становятся старше, и появляется важная задача принятия сексуальности в ребёнке-подростке. На границе между семьёй и внешним миром появляются не просто различные социальные группы, педагоги и образовательные учреждения, но мужчины и женщины.

Когда дети становятся взрослыми и уходят из семьи, появляется задача завершения родительствования. Границы между детьми и родителями меняются и обозначаются более чётко. Для родителей на этом этапе важно увидеть друг друга как супругов и подтвердить взаимность выбора.

 

Наступает время для возобновления диалога между супругами. Незавершённость решений задач предыдущих этапов может стать причиной возникновения трудностей в установлении диалога. Также причиной может быть незавершённость периода первичного диалога, который не был пройден успешно еще до рождения детей. Семейный психолог помогает супругам заново установить диалог: они должны увидеть друг друга и заметить не только свои чувства и потребности, но также чувства и потребности своей половинки.

Последующие этапы заключаются в установлении отношений между данной семьёй и новой семьёй ребёнка. После появления внуков для первичной семьи важно умело отпустить власть и передать её своим детям, отступить на задний план. Если вовремя не решить эту задачу, авторитарное вмешательство родителей в уклад жизни молодой семьи может не только разрушить отношения между супругами в первичной семье, но также создать препятствия принятию на себя ответственности членами молодой семьи.

 

Во время  проведения семейной терапии происходит организация диалогов и творческих экспериментов (театрализация, рисование и др.) которые позволяют осознать не только характер поведения, но и существующие стратегии контакта, которые используются членами семьи в общении друг с другом, также проясняются нерешённые актуальные для семьи задачи, после чего семья может найти ресурсы для их решения. Гештальториентированная работа психотерапевта позволяет повысить осознанность отношений внутри семейной пары, а также между семьёй и внешним миром.

 

Рузанова М.В.

Статью написал: Admin
Дата: 17-10-2011, 00:02
Коментариев: 2

Комментарии:

Kija Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
К сожалению, к такой профессиональной работе с психологом готов часто только один родитель. Может ли работа с ним улучшить ситуацию в семье? И как быть, если психологическая работа над этапом диалога грозит крахом семьи, а один из родителей этого не хочет?
Ruzanova Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
Семья - это система. Изменение одной её части может привести к изменениям в системе. Поэтому в случае, когда готов к работе только один член семьи, возможны положительные результаты.Если один из членов семьи приобретает навык вступления и нахождения в диалоге, то навык может быть использован вне терапии.
Цитата: Kija
И как быть, если психологическая работа над этапом диалога грозит крахом семьи, а один из родителей этого не хочет?
Здесь не понимаю как диалог может разрушить семью, когда диалог лежит в основе любого конструктивного контакта.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.