"Психотерапия - это один из способов устраивать революцию, и, по крайней мере, переустраивать общество" Жан Мари Робин.
» » Принял участие в семинаре "Модели взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования для выявления, поддержки и сопровождения общеодаренных детей и подростков" в г. Томске

Принял участие в семинаре "Модели взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования для выявления, поддержки и сопровождения общеодаренных детей и подростков" в г. Томске
В связи с этим размышлял о том, что такое одаренность, как ее выявлять, и что потом с этим делать - как развивать. Во-первых, одаренность это не качество и не набор качеств, а "становление человеческого в человеке". Я думаю, главная роль в этом принадлежит родителям. Они знают своего ребенка лучше всех. Они могут или настучать ему по рукам или вдохновить на свершения. Но сделать это нужно так, чтобы не подменить воспитанием любовь. Так может родители не должны воспитывать, а только любить своих детей? а воспитывать (в том числе и развивать одаренность) - это дело школы? я не знаю...
Как вы думаете, развивать одаренность - это забота школы? родителей? ВУЗов?
Статью написал: Avilov
Дата: 13-11-2011, 08:12
Коментариев: 14

Комментарии:

Anna_Poletaeva Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
Мне кажется, всех вместе понемногу. Первоначально условия родители создают, причем некоторые, озадачиваясь, как бы чего такое у ребенка "развить", озадачиваются так всерьез и фанатично, что лишают ребенка своей собственной инициативы. Что-то я думаю, что чем меньше родители морочатся по поводу развития одаренности, а просто позволяют ребенку экспериментировать, тем лучше smile
В общем, для меня какой-то искуственностью попахивает иногда от идеи целенаправленно развивать одаренность.
Тавосочка Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
Воспитывать и любить возможно и нужно одновременно. У ребенка могут быть способности, но может быть не одаренность. Но и способности нужно развивать, для этого нужно создать условия:
обеспечить свободу выбора, предложить интересные формы занятий, вовремя поощрить и подбодрить при неудаче. Мне кажется, что выявить способности или наклонности ребенка не трудно, если быть хоть сколько-то внимательным к его индивидуальности. А вот воспитать без надломов необходимо: способность выбрать, сосредоточиться, доводить дело до конца, порадоваться собственному успеху - это не только на занятиях воспитывается в ребенке, а как раз в повседневном общении с ним.
Бывает не просто способные, а действительно одаренные люди не проявляют себя прежде всего из-за лени и неуверенности в себе. Вероятно родители могут воспитывать ребенка так, чтобы у него были способности к самоорганизации и самомотивации.
Anna_Poletaeva Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
Цитата: Тавосочка
Воспитывать и любить возможно и нужно одновременно.

Это вроде бы и да, в идеале. Но вот как быть, к примеру, если в семье только один родитель, допустим мама? Воспитание ведь само по себе предполагает определенное изменение того что есть, "коррекцию" следовательно. А с любовью это плохо согласуется, потому что родительская любовь - это безусловное принятие (я просто люблю тебя за то, что ты есть).
Avilov Группа: Специалисты
Регистрация: 23.10.2011 комментариев публикаций
Цитата: Poletaeva
для меня какой-то искуственностью попахивает иногда от идеи целенаправленно развивать одаренность.

Да, но... без четкой концепции одаренности, ее критериев вообще нет шансов, а при наличии таковых появляются возможности системных изменений, ну чтоб школа и/или ВУЗ не `срезали` одаренных детей. Искусственность - это когда тот кто вмешивается не понимает сути явления и его естественных закономерностей, я так думаю.
Вообще-то Аня, я с тобой согласен, но предоставлть выбор ребенку нужно адекватно его возможностям, тут без осознания процесса оч сложно smile
Avilov Группа: Специалисты
Регистрация: 23.10.2011 комментариев публикаций
Цитата: Тавосочка
А вот воспитать без надломов необходимо: способность выбрать, сосредоточиться, доводить дело до конца, порадоваться собственному успеху

Да, всё так. Но на практике есть некоторые противоречия, мне кажется: чтоб попробовать разное надо браться за разное, а чтоб научиться доводить до конца, радоваться результам ребенку нужно некоторое время действовать уже под некоторым хотя бы наблюдением взрослых, которые будут поддерживать его мотивацию, хотябы в течении года, - что были успехи и достижения. Другими словами. если через месяц посещения муз. школы ребенок захотел ее бросить - что делать?
Вот тут-то и расходятся функции воспитателя и родителя fellow
Avilov Группа: Специалисты
Регистрация: 23.10.2011 комментариев публикаций
Вообще мне понравилось мнение одного потомственного учителя: нужно возродить институт гувернеров - они берут на себя функцию воспитания, а родители тогда могут только любить своё дитя. Здорово? wink
Anna_Poletaeva Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
И представляешь, чего они там понавоспитывают, учитывая современный уровень большинства "воспитателей"? Чтоб такому гувернеру доверить свое чадо - нужно чтобы это был разделеяющий ценности семьи человек, ее часть фактически, этакий "второй папа" (или "мама"). Может, у тебя есть такой на примете?)
Тавосочка Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
Цитата: Avilov
Другими словами. если через месяц посещения муз. школы ребенок захотел ее бросить - что делать?
Разобраться почему хочет бросить, если и не загорался, и не желал заниматься, то это не в один момент ему расхочется, а будет так ходил нехотя, а потом вообще отказался.
Avilov Группа: Специалисты
Регистрация: 23.10.2011 комментариев публикаций
Цитата: Poletaeva
Может, у тебя есть такой на примете?)

) есть. Только он занят другими делами. Наверно я не смогу предложить такую оплату, чтоб он стал нашим гувернером... recourse
Цитата: Тавосочка
Разобраться почему хочет бросить

Ну да, хочет бросить потому что не получается, т.к. чтоб получалось нужно полгода упорно заниматься )
Тавосочка Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
Цитата: Avilov
Ну да, хочет бросить потому что не получается, т.к. чтоб получалось нужно полгода упорно заниматься )

Я думаю, что проблема "незавоздействуйте на ребенка" такая же надуманная, как и "активно развивайте таланты". Нельзя создать идеальных условий, где -то в воспитании необходимо настоять, где-то нужно почувствовать предел и оставить в покое. Между прочим, хочу заметить, что детско-родительские отношения, конечно особенные, но всё же они в ряду человеческих. Но родители зачастую выводят свои отношения с ребенком за рамки именно общих правил нормального человеческого общения и ставят себя в роль педагога-психолога или еще бог весть кого. И в этом случае они активно ищут способы идеального общения с ребенком. Но в отношениях с мужчиной или с деловым партнером - ну, с любым взрослым, как-то не принято формировать идеальные отношения, а считаться с тем, что это за человек - вот это исходный пункт отношений. Может и с ребенком можно выстраивать не идеальные отношения, но такие, чтобы любовь была не во главе угла, а по умолчанию, фундаментом, а отношения с ним выстраивать на основе его и своей индивидуальности. Может тогда и не будет противоречия между "любить" и "воспитывать".
Тавосочка Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
Цитата: Avilov
Вообще мне понравилось мнение одного потомственного учителя: нужно возродить институт гувернеров - они берут на себя функцию воспитания, а родители тогда могут только любить своё дитя. Здорово?
Нет, совсем не здорово. От маменьки с папенькой в такой ситуации дети будут ждать, как во времена расцвета института гувернеров, только материальных благ, отчуждение от родителей и замена их участия гувернером ничего хорошего не несет. А в социальном смысле - это способствует расслоению - одни могут себе позволить гувернеров, других - воспитывает улица. Ничего хорошего в этом нет. Вообще.
Avilov Группа: Специалисты
Регистрация: 23.10.2011 комментариев публикаций
Цитата: Тавосочка
От маменьки с папенькой в такой ситуации дети будут ждать, как во времена расцвета института гувернеров, только материальных благ

Знаете, только материальных благ они и сейчас могут ждать, если знают, что не получат внимания, заботы и любви. Это же о другой проблеме: так бывает когда родители откупаются от детей, пытаясь компенсировать свое присутствие в их жизни. А про расслоение - ну да, только оно и так есть и будет. Наивно полагать что сейчас его нет, верно?
И почему гувернер будет в большей степени способствовать отчуждению от родителей чем школьный учитель?
Anna_Poletaeva Группа: Гости
Регистрация: -- комментариев публикаций
А чем гувернер отличается от няни например (в твоем понимании, я не про крепостную Россию)?
Avilov Группа: Специалисты
Регистрация: 23.10.2011 комментариев публикаций
Няня следит за удовлетворением витальных потребностей, гувернер - воспитывает.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.